Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основу коммерческой деятельности предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическим показателем процесса продажи товаров выступает товарооборот предприятия.
Под товарооборотом предприятия общественного питания понимается объем продажи потребительских товаров за некоторый промежуток времени, выраженный в денежном выражении.
Развитию товарооборота торговых предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности придается большое значение в экономической и социальной политике страны. Не меньшую роль товарооборот играет и в деятельности конкретных предприятий общественного питания. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.
В системе показателей развития предприятия общественного питания товарооборот играет не однозначную роль. Товарооборот как показатель можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны он характеризует объемы хозяйственной деятельности предприятия общественного питания, с другой стороны он служит определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек). Вместе с тем необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности.
Целью выполнения курсовой работы является проведение анализа товарооборота предприятия общественного питания. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность товарооборота;
- исследовать методологическую базу анализа и планирования товарооборота;
- провести анализ товарооборота на предприятии и выявить факторы, оказывающие влияние на изменение товарооборота;
- осуществить планирование товарооборота на предприятии и выявить резервы роста объемов товарооборота.
Предмет курсовой работы является товарооборот предприятия общественного питания. Объектом исследования курсовой работы выступает Общество с ограниченной ответственностью «Уралмашобщепит».
Методы исследования, применяемые в ходе выполнения курсовой работы – наблюдение, сопоставление, сравнение, группировки, метод абсолютных разниц.
Информационной базой исследования выступает учебная литература, материалы периодической печати, бухгалтерская отчетность.
Методика анализа товарооборота предприятий общественного питания подробно раскрыта в учебниках таких авторов как Л.И. Кравченко и А.Н. Соломатина. Авторы не только поэтапно раскрывают порядок проведения анализа товарооборота, но и выделяют факторы, оказывающие влияние на изменение товарооборота и методику расчета их влияния.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРООБОРОТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОКАЗАТЕЛЯ
1.1 СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА
Товарооборот один из важнейших синтетических показателей развития как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом.
Первостепенной целью предприятий общественного питания является получение максимально возможной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута данная цель. Поскольку предприятие общественного питания получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то наращивание прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основополагающего фактора роста доходов и прибыли, а также одновременного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда [8, с.99].
Согласно ГОСТ Р 51303–99 «Торговля. Термины и определения» товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период [1]
В современном экономическом словаре приводятся следующие расшифровки понятия «товарооборот»:
1)товарооборот как движение товаров в сфере обращения, связанное с их обменом и переходом от производства к потреблению;
2)объем проданных и купленных товаров в денежном выражении за определенный период времени [7, с.380]
Розничным товарооборотом является реализация товаров потребления населению предприятиями розничной торговли и общественного (массового) питания, которые официально зарегистрированы в государственных органах, независимо от формы собственности и места нахождения в обмен на его денежные средства, а также продажа товаров населению непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях. Состав розничного товарооборота представлен на рисунке 1.
Рисунок 1- Состав розничного товарооборота
В состав розничного товарооборота по продаже товаров населению включаются:
- продажа товаров из розничной сети (магазинов, лавок, аптек, палаток, ларьков, киосков, автоматов, развозной, разносной и другой торговой сети) за наличный расчет, по чекам Сберегательного банка России, по перечислениям со счетов вкладчиков Сберегательного банка России (по их поручениям);
- продажа товаров на аукционах и через коммерческие магазины, палатки; учет осуществляется по ценам фактической реализации;
- продажа населению товаров в кредит с рассрочкой платежа, причем в товарооборот включается полная стоимость товаров по ценам фактической реализации по моменту покупки их население и т.д.
В состав розничного товарооборота общественного (массового) питания включаются:
- продажа населению готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки через обеденный зал и буфет данного предприятия, включая отпуск обедов на дом, а также продажа через магазины кулинарии и полуфабрикатов, палатки, развозную и разносную сеть, принадлежащие данному предприятию общественного (массового) питания.
- продажа готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки учреждениям и предприятиям социально-культурной сферы (детским, лечебным, лечебно-профилактическим, домам отдыха, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным и другим) по безналичному расчету для организации питания соответствующих контингентов населения, а также другим учреждениям, предприятиям по решению органов исполнительной власти республик (в составе Российской Федерации), краев, областей.
- реализация продукции передвижных столовых, обслуживающих рабочих нефтепереработок, строителей совхозов и других, созданных на их базе предприятий на лесоразработках, лесосплаве, полевых станах и т.п. Оборот столовых пионерских лагерей, обеспечение которых продуктами, оборудованием, инвентарем, штатом поваров осуществляют предприятия общественного питания [2].
1.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРООБОРОТА
Анализ товарооборота и выпуска собственной продукции проводят по данным производственно-торгового плана, биз¬нес-плана, прогнозов, бухгалтерской и статистической отчетно¬сти, текущего учета, контрольных проверок и других источников информации. Основным отчетным источником информации производственно-торговой деятельности предприятий общест¬венного питания является годовой «Отчет по общественному питанию», состоящий из четырех разделов. Первый раздел го¬дового отчета содержит я информацию относительно состава то-варооборота и товарных запасах; во втором — данные о расходе продуктов в ассортиментном разрезе (в натуральном и стоимо¬стном выражении); в третьем и четвертом разделах — наличие сети общественного питания на конец года. В «Отчете по обще¬ственному питанию» справочно показывается количество про¬изведенных предприятиями питания кондитерских, колбасных, кулинарных изделий и копченостей. Предприятия обществен-ного питания также составляют краткие месячные «Отчеты о про¬даже и запасах товаров» (в ассортиментном разрезе). В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» приводится информация о роз¬ничном товарообороте и реализации собственной продукции [3, с.355].
Методика анализа товарооборота подробно рассмотрена в учебнике Л.И. Кравченко и учебнике А.Н. Соломатина.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст).
2. «Инструкция по учету розничного товарооборота и товарных запасов в предприятиях розничной торговли и общественного (массового) питания» (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 08.02.1993 № 17).
3. Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учебник / Л.И. Кравченко. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 512 с. — (Экономическое образование).
4. Батраева, Э. А. Экономика предприятия общественного питания : учебник и практикум для академического бакалавриата / Э. А. Батраева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 390 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9911-2.
5.Медведева О.В., Шпилевкая Е.В., Немова А.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2014. – 154с.
6. Саталкина Н. И., Герасимов Б. И., Терехова Г. И. Экономика торговли: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2010. – 232 с. – (Профессиональное образование).
7.Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. – 4-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 480 с.
8.Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
9. Экономика предприятия (торговли и общественного питания): Учебник / С.Е. Метелев, Н.М. Калинина, С.Е. Елкин, В.П. Чижик. – Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. – 474 с.
10. Экономика торгового предприятия : учебник / Г.Г.Иванов. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с
11. Экономика организации (торгового предприятия) : учеб. пособие / О. Б. Яресь, И. В. Паньшин ; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 88 с.
12.Григорян Р.А. Товарооборот розничного торгового предприятия: понятие и факторы его определяющие // Наука и образования сегодня.2016.№1.с.29-32. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tovarooborot-roznichnogo-torgovogo-predpriyatiya-ponyatiya-i-faktory-ego-opredelyayuschie.
13. Копенкина А.О. Исследование аспектов комплексного анализа розничного товарооборота // Статистика и экономика. 2016. №3. С.46-50. Режим доступа: // https://cyberleninka.ru/article/v/issledovanie-aspektov-kompleksnogo-analiza-roznichnogo-tovarooborota.
14.Сущенко О.В. Экономический анализ и оценка динамики товарооборота торговых предприятий // Транспортное дело в России.2014.№5.с.126-128. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ekonomicheskiy-analiz-i-otsenka-dinamiki-tovarooborota-torgovyh-predpriyatiy.
15.Фибштейн К.Я., Грачева Н.А. Анализ товарооборота предприятия оптовой торговли (на примере ООО «Фирма «Расма» ) // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018.№5.с.150-166. Режим доступа: // https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-tovarooborota-predpriyatiya-optovoy-torgovli-na-primere-ooo-firma-rasma.